in

Самые популярные аккорды: какие аккорды чаще всего используются в музыке?

Исследование 1 300 песен выявило самые популярные аккорды и тональности в музыке.

Самые популярные аккорды, самые популярные тональности

Дэйв Карлтон с сайта HookTheory проанализировал 1 300 известных композиций с целью выявить самые популярные аккорды в современной музыке (см. Аккорды для пианино и клавишных: 15 основных видов). Исследователь отмечает, что хотел не только собрать статистику о частоте применения различных аккордов, но и выяснить «отношения» между аккордами — какие трезвучия чаще всего используются вместе. По словам Карлтона, полученная им информация не только делает прослушивание музыки интереснее, но и несет практическую пользу всем музыкантам.

Чтобы выявить самые популярные аккорды, Карлтон собирал информацию о последовательностях аккордов в течение двух лет. Песни попадали в базу данных, а первыми композициями, попавшими в выборку, оказались песни из чарта Billboard Hot 100. Постепенно количество композиций стало увеличиваться и доросло до 1 300 штук — в список добавились 500 песен из списка лучших песен Rolling Stone, а также другие популярные композиции. Карлтон отмечает, что в список попадали только композиции, относящиеся к популярной музыке. Никакого джаза или классической музыки — только поп, рок, кантри и другие основные стили.

Самые популярные тональности в музыке

Первый вопрос, на который захотел ответить Карлтон, звучал так: «Правда ли, что некоторые аккорды в песнях используются чаще других?». Ответить на этот вопрос оказалось сложно, так как песни пишутся в разных тональностях: композиции в тональности C# часто используют аккорд C#, в то время как песни в тональности G чаще других полагаются на аккорд G. Из-за того, что написание песни в тональности G проще, аккорд G оказывается популярнее. Поняв это, Карлтон для начала решил выделить самые популярные тональности в современной музыке.

Самые популярные тональности в музыке

По результатам анализа выяснилось, что самые популярные тональности в музыке — До мажор (C) и связанная с ним параллельная тональность Ля минор (Am), поэтому Карлтон учитывал эти тональности вместе. Также Дэйв пришел к выводу, что тональности с меньшим количеством знаков при ключе более популярны у музыкантов и композиторов, хотя это утверждение нельзя считать единственно верным. К примеру, тональность Ми бемоль (с тремя знаками при ключе) более популярна, чем тональность Фа мажор (с одним знаком). В то же время тональность Си бемоль имеет всего два знака при ключе, но среди всех песен она применяется только в 4% случаев.

Самые популярные аккорды в музыке

Когда стало понятно, что выявить самые популярные аккорды в песнях разных тональностей не представляется возможным, Карлтон транспонировал все композиции в одну тональность — До мажор. Это сделало сравнение честным, простым и прозрачным. После этого исследователь сравнил последовательности аккордов во всех песнях, отмечая частоту появления тех или иных аккордов после первого аккорда C.

Самые популярные аккорды в музыке

Как и ожидалось, в тональности До мажор одним из самых популярных аккордов оказался C. Тем не менее, Карлтон был удивлен, что аккорды G и F встречаются в аккордовых последовательностях в До мажоре чаще основного трезвучия До. Несмотря на то, что трезвучие C строится на основном звуке тональности, анализ показал, что композиторы часто пишут музыку без использования этого аккорда.

Четвертым по популярности оказался аккорд Ля минор (Am), хотя частота его появлений значительно ниже — 56%. При этом Ля мажор оказался совсем непопулярным аккордом с показателем использования 2%.

Карлтон отмечает, что причину популярности одних аккордов и непопулярности других можно объяснить. Даже если музыкант не знает музыкальной теории и пишет песню в До мажоре, которая должна звучать хорошо, он не использует Ля мажор, только если того не требует сама композиция. Намного проще и легче придти в Ля минор и отправиться дальше — это советуют даже некоторые популярные программы для музыкантов. В подтверждение своих слов, Дэйв приводит скриншот из мобильной версии GarageBand, в котором есть так называемые «Умные инструменты», позволяющие играть аккомпанемент в разных тональностях на основе часто встречающихся аккордов. Разработчики Apple предлагают ряд популярных аккордов в тональности До мажор, и этот список совпадает с данными, полученными Карлтоном.

Самые популярные аккорды, самые популярные тональности
GarageBand и Smart Instrument.

Если песня использует аккорд Em, то какой аккорд будет следующим?

Получив ответ на вопрос о том, какие аккорды самые популярные, Карлтон усложнил себе задачу. Исследователь задумался об отношениях аккордов между собой: если песня использует определенный аккорд, то какое трезвучие будет следующим в последовательности? Для ответа на вопрос, Карлтон остался в той же тональности и изучил, какие аккорды чаще всего встречаются после Ми минора (Em).

Самые популярные аккорды в музыке

В 93% случаев в тональности До мажор после аккорда Ми минор следует аккорд Ля минор или Фа мажор. Дэйв шутливо отмечает, что при следующем написании песни в До мажоре музыкантам стоит задуматься об использовании аккордов Am и F — так делают огромное количество композиторов, поэтому песня вряд ли будет выделяться на фоне других композиций.

Самые популярные аккорды перед аккордом С

Также Дэйв решил выяснить, с какого аккорда композиторы чаще всего возвращаются к исходному C. Взяв за основу тот факт, что самым очевидным и комфортным решением для возврата к До мажору является аккорд Соль мажор (G), Карлтон проверил, как часто такая ситуация встречается в популярной музыке.

Самые популярные аккорды в музыке

По результатам проверки выяснилось, что композиторы чаще приходят к трезвучию C (I ступень) с аккорда F (IV ступень) — такое развитие событий встречается в 35% случаев. Аккорд G используется чуть реже — его частота появлений составила 32%. 8% песен возвращались к основному тону со второй ступени (аккорд Dm), 7% использовали четвертую ступень (Am) и 4% приходили к До мажору с Ми минора — третьей ступени.

Малый процент появления тех или иных ступеней говорит о том, что композиторы и музыканты редко готовы к экспериментам и отходу от типовых решений. Несмотря на это, Карлтон отмечает, что прежде чем ломать принятые правила, их нужно выучить, поэтому нет ничего плохого, если в своем творчестве музыканты поначалу будут пользоваться проверенными ходами и решениями.

Пожаловаться

Подписка
Уведомлять о
2 Комментариев
Межтекстовые отзывы
Посмотреть все комментарии