in

Аккорды для пианино и клавишных: 15 основных видов

Самые распространенные аккорды для пианино и клавишных инструментов со схемами, пояснениями и примерами звучания.

Аккорды для пианино и клавишных

Знание строения трезвучий и их «взятия» на клавиатуре фортепиано (равно как и любого другого клавишного инструмента) полезно для любого музыканта. Такая информация пригодится не только для исполнения или сочинения музыки, но и во время активной работы с проектами в рабочей станции в Piano Roll.

Сегодня мы решили рассказать о базовых вещах, которые так или иначе остаются за пределами знаний простых музыкантов. Ниже представлены самые популярные аккорды в современной музыке (вне зависимости от вида инструмента) для пианино и клавишных инструментов.

В качестве тоники (основы) используется звук До, хотя каждый из аккордов транспонируется в любую тональность. Трезвучия сопровождаются схемой аккорда на клавиатуре фортепиано с обозначением звуков. Септаккорды и аккорды с надстройками сопровождаются схемами только для мажорных аккордов, так как для построения минорных аккордов достаточно воспользоваться соответствующей схемой и добавить к ней нужные звуки.

Основные аккорды

Мажор (C)

Аккорды для пианино и клавишных инструментов
Схема аккорда До мажор (С).

Аккорд состоит из трех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень).

Минор (Cm)

Схема аккорда До минор (Cm).

Аккорд состоит из трех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми бемоль (Eb) — малая терция (пониженная III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень).

Аккорды с задержанием

Аккордом с задержанием называется трезвучие или септаккорд, в котором третья ступень (III) заменена на вторую (II) или четвертую (IV) ступень. Аккорды для пианино и клавишных с задержанием ничем не отличаются от аналогичных аккордов для других инструментов.

Характерной чертой sus-аккордов является факт того, что из-за отсутствия терции в составе трезвучия такой аккорд нельзя однозначно отнести ни к мажорному, ни к минорному ладу. Однако в контексте музыкального произведения их принадлежность к одному из двух ладов может подразумеваться.

Мажорный аккорд с задержанием (Csus2)

Схема аккорда До мажор с задержанием на II ступень (Csus2).

Аккорд состоит из трех основных звуков:

  • До (С) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ре (D) — большая секунда (II ступень, верхний (нисходящий) вводный тон);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень).

Мажорный аккорд с задержанием (Csus4)

Схема аккорда До мажор с задержанием на IV ступень (Csus4).

Аккорд состоит из трех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Фа (F) — чистая кварта (IV ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень).

Пауэр-аккорд (C5)

Схема пауэр-аккорда До (C5).

Аккорд состоит из двух звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень).

Септаккорды

Септаккордом называют аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям.

Большой мажорный септаккорд (Cmaj7)

Схема большого мажорного септаккорда До (Cmaj7).

Аккорд состоит из четырех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Си (B) — большая септима (VII ступень).

Малый минорный септаккорд (Cm7)

Схема малого минорного септаккорда До (Cm7).

Аккорд состоит из четырех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми бемоль (Eb) — малая терция (пониженная III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень).

Малый мажорный септаккорд (C7)

Схема малого мажорного септаккорда До (C7).

Аккорд состоит из четырех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень).

Уменьшенный септаккорд (Cdim7)

Схема уменьшенного септаккорда До (Cdim7).

Аккорд состоит из четырех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми бемоль (Eb) — малая терция (пониженная III ступень);
  • Фа диез (F#) — тритон (пониженная V ступень);
  • Си дубль бемоль (Bbb) — большая секста (дважды пониженная VII ступень).

Аккорды с добавленными ступенями

Аккорды с добавленными ступенями — это такой вид трезвучия или септаккорда, к которому была добавлена дополнительная ступень.

Мажорное трезвучие с дополнительной IX ступенью (Cadd9)

Схема мажорного аккорда До с дополнительной (добавленной) IX ступенью (Cadd9).

Аккорд состоит из четырех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Ре (D) — большая нона (IX ступень).

Мажорное трезвучие с добавленной XIII ступенью (Cadd13)

Схема мажорного аккорда До с дополнительной (добавленной) XIII ступенью (Cadd13).

Аккорд состоит из четырех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • A (Ля) — терцдецима (XIII ступень, секста через нону).

Секстаккорды

В классической музыкальной теории (то есть речь идет не только про аккорды для пианино и клавишных, но и для всех музыкальных инструментов) секстаккордом называют первое обращение трезвучия. Однако в современной музыкальной практике под секстаккордом подразумевают четырехзвучный аккорд, состоящий из трезвучия и добавленной сексты, то есть шестой (VI) ступени.

Мажорный секстаккорд (C6)

Схема мажорного секстаккорда До (C6).

Аккорд состоит из четырех звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Ля (A) — большая секста (VI ступень).

Мажорный секстаккорд с добавленной IX ступенью (C6/9)

Схема мажорного секстаккорда с добавленной IX ступенью или секстаккорда с добавленной ноной (C6/9).

Аккорд состоит из пяти звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Ля (A) — большая секста (VI ступень);
  • Ре (D) — большая нона (IX ступень).

Аккорды с надстройками

Помимо более привычных аккордов, состоящих из трех и четырех звуков, существуют аккорды, в чей состав входит пять и более звуков. Такие аккорды для пианино и клавишных, а также других музыкальных инструментов образуются путем последовательного добавления к септаккорду дополнительных ступеней (тех самых надстроек), расположенных по терциям.

К ступеням-надстройкам относятся XI (нона), XI (ундецима), XIII (терцдецима) и другие последующие ступени. Следует заметить и всегда помнить о том, что дополнительные ступени в составе не изменяют качество септаккорда и его гармоническую функцию в ладу. Говоря более простым языком, минорный септаккорд всегда остается минорным, вне зависимости от появившихся в его структуре надстроек. То же самое относится и к мажорным аккордам.

Мажорный нонаккорд (C9)

Схема мажорного нонаккорда До (C9).

Аккорд состоит из пяти звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень);
  • Ре (D) — большая нона (IX ступень).

Мажорный ундецимаккорд (C11)

Схема мажорного ундецимаккорда До (C11).

Аккорд состоит из шести звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень);
  • Ре (D) — большая нона (IX ступень);
  • Фа (F) — ундецима (XI ступень).

Мажорный терцдецимаккорд (C13)

Схема мажорного терцдецимаккорда До (C13).

Аккорд состоит из семи звуков:

  • До (C) — основной тон аккорда (тоника);
  • Ми (E) — большая терция (III ступень);
  • Соль (G) — чистая квинта (V ступень);
  • Си бемоль (Bb) — малая септима (пониженная VII ступень);
  • Ре (D) — большая нона (IX ступень);
  • Фа (F) — ундецима (XI ступень);
  • Ля (A) — терцдецима (XIII ступень).

Report

Подписка
Уведомлять о
9 Комментариев
Межтекстовые отзывы
Посмотреть все комментарии