in

Промо на радио: стоит ли оно того и как устроен западный радиоэфир

Вы уже отказались от промо на радио? Мы — да.

промо на радио

Авторы Телеграм-канала о продвижении музыки Русский продюсер рассказывают, как устроен западный радиоэфир, как отправить промо на радио и о чем нужно задуматься перед отправкой. Подписывайтесь на Русского продюсера в Телеграме — там много интересного материала.


Вы уже отказались от промо на радио? Мы — да. Каемся, это был, не самый удачный шаг, но мы исходили из того, что большая часть наших проектов — неформат для радиостанций.

Для кого-то это станет откровением, но западная музыкальная индустрия лучше адаптирована под нужды исполнителей (см. Как устроен музыкальный лейбл). Речь здесь не только о самой музыке, но и о радио. В России очень мало действительно известных станций, а у тех, кто всегда на слуху, контент-политика заключается в банальном желании удержать лояльных слушателей. Высоких целей наподобие развития музыкальной индустрии, поиска новых имен, производства качественного продукта и прочей демагогии, способной в зародыше убить любой коммерческий проект, попросту нет.

Проблема в том, что у отечественных станций, гоняющих по кругу изрядно надоевших Элджея, Би-2 и Ленинград, нет альтернативы более приземленных масштабов. Да, именно так: у нас не существует локального коммерческого радио, которое бы могло собрать крупную аудиторию и дать толчок карьере перспективного музыканта.

Радио отлично развито на Западе, где до сих пор живы так называемые College Radio, ставящие в эфир любую музыку. Любой исполнитель может попасть на такую радиостанцию, а после перебраться в коммерческий эфир. Страна происхождения музыки не важна: попасть на такую станцию можете и вы, если поете на английском и не пишете ссанину (но вы зачем-то пишете).

промо на радио

Виды западного радио

Для западной индустрии радио — мощный инструмент для поиска новой музыки. Радиоэфир здесь представляет эдакую лестницу, пройти по которой можно начав вообще с одной из ступеней (в теории).

Коммерческое радио

Корпоративная собственность, транслирующая в основном звезд поп-музыки, Топ-40 хит-мейкеров и прочий мейнстрим. В эфире среднестатистической коммерческой станции изредка встречаются различные инди-группы, да и тех пускают в ротацию только в том случае, если у группы собралась большая база поклонников или ее начали транслировать другие станции (что и является очевидным способом попадания в ротацию таких станций).

Университетская радиостанция (college radio)

Сочетает черты государственной радиостанции, онлайн-радио и инди-радио. Принадлежит университетам и служит в качестве тренажера для будущих поколений радиовещателей, где ведущие и диджеи отрабатывают свои навыки. На таких станциях гораздо чаще крутят независимую музыку.

промо на радио

Некоммерческие станции и станции сообществ

Речь идет о государственных станциях, которые обычно поддерживают инди-музыку (например, Think NPR, BBC, CBC в Канаде). Именно здесь обитает целевая аудитория некоммерческой музыки, так как слушатели подобных станций — это люди, которые тратят деньги на то, что они любят и ценят.

Спутниковые радиостанции

Принадлежат различным компаниям, осуществляющим спутниковое вещание. К примеру, SiriusXM вещает не только музыку, но и различные ток-шоу, спортивные и новостные программы, а также предоставляет подписчикам доступ к Pandora, Spotify и iHeartRadio.

Интернет-радио

Не стоит забывать и об интернет-радио. В большинстве своем они имеют совсем маленькую и бесполезную аудиторию, но попробовать стоит — после ротации на десятке таких радиостанций вы будете чуть увереннее чувствовать себя во время общения с представителями более крупных радиостанций.

промо на радио

Чтобы попасть на одну из радиостанций, понадобится наладить контакт с менеджерами этих станций, музыкальными директорами или продюсерами программ. Найти их контакты не так сложно: можно поискать в разделе на сайтах станций, а если такой информации на сайте не нашлось, то воспользоваться Гуглом, проведя поиск по базе радиостанций. Главное, что нужно сделать перед тем, как закидывать радио своими письмами, послушать ее эфир — так вы поймете, насколько вы подходите формату станции и как сильно сами хотите, чтобы ваша музыка звучала в эфире выбранного радио.

Отправка промо на радио

Всегда помните, что вы не нужны на радио. Единственное, что движет программным директором во время общения с вами — желание безо всяких роялти забить сетку эфира. Желательно так, чтобы вы с кайфом крутились в районе 4 часов утра, когда уже даже ваши друзья-алконавты заснули на вписке.

Самое главное, что вы должны сделать перед запуском промо, — понять, нужно ли вам вообще это радио? Есть ли там ваша аудитория? Как вы распорядитесь результатами промо-кампании?

промо на радио

Отправлять на радио полноценный пресс-кит нет смысла, небольшого ван-шита вполне хватит. В своем послании:

  • Опишите достижения. Пишите про реальные достижения, а не всевозможные выступления на никому не нужных псевдофестивалях наподобие «Рок в Татарстане» или «Рок против наркотиков в Новом Альтуфьево»;
  • Расскажите про стилистику. Объясните в двух-трех словах, что вы играете. Не надо писать, что вы играете темный хардкор с легким вкраплением драм-н-бейса и вокалом под влиянием хаотик-прогрессив-даркпоп-кореан-эмокора — никто не станет это читать, да и воспринимать вас всерьез тоже;
  • Приложите парочку фотографий. Весь фотосет не нужен, только самые удачные снимки;
  • Добавьте ссылки на бесплатное прослушивание. Желательно на SoundCloud.

Перед отправкой трека на радио, проведите тестирование на какой-нибудь фокус-группе. Посмотрите, как люди реагируют на вашу музыку. Нет ничего хуже, чем каждый раз слать на радио какое-то дерьмо, которое к пятой отправке попросту будут игнорировать. Как и в случае с мальчиком, который постоянно троллил округу байками про стаю волков, когда вы напишете (или вам напишут) хит, никто его не заметит, так как все уже привыкли, что вы присылаете что-то невнятное.

промо на радио

Распространенные мифы о коммерческом радио

Любая малопонятная широкому кругу людей вещь непременно обрастает мифами. Из-за того, что музыканты не до конца понимают, как устроено радио и кто принимает решения, существует ряд заблуждений, касающихся возможности попасть на радиостанцию со своей музыкой.

Диджеи выбирают альбомы для эфира

Это справедливо только для некоммерческих радиостанций и микс-шоу (программы ночного эфира либо радиостанции, которые стримят музыку, не попадающую в дневной эфир). Однако большинство слушает коммерческое радио с регулярной ротацией, где диджей вообще не влияет на то, какую музыку пускать в эфир (если, конечно, диджей и программный директор — не один и тот же человек).

Главный фейл, которого нужно избегать, — это просить диджея с коммерческой радиостанции взять послушать ваш диск «для возможной ротации». Диджей вам не откажет (не имеет права) и скажет «Ок», но объяснять, что только программный директор может одобрить плейлист эфира, он не станет. Где окажется ваш диск — понятно.

промо на радио

Хорошие треки сами распространяются по радиостанциям

Никакие хорошие треки никаким мистическим способом никуда сами не распространяются. За каждым синглом (или даже программой), крутящейся на коммерческом радио с регулярной ротацией, стоят целые пласты промоушена вперемешку с маркетингом.

То, что вы слышите — это песня, которая была выбрана из 300 таких же песен. А вот чего вы не слышите, так это бесконечных звонков, писем, торговых предложений, личных встреч, рекомендаций консультантов, поисков телефонных номеров и еще кучи других действий, направленных на то, чтобы продвинуть песню на радио. Не удивительно, что владельцы радиостанций требуют от диджеев, чтобы все выглядело так, как будто это они выбирают, что пускать в эфир.

Университетские и другие радиостанции влияют на коммерческое радио

Среди зарубежных музыкантов бытует мнение, что успех на независимом радио гарантирует эфиры на коммерческой станции. Они видят успех групп с университетских эфиров, но не знают, что коллективы, начавшие успешно на небольших станциях, попали в коммерческую ротацию благодаря вливанию денег в промо и маркетингу.

То, что вы преуспели на некоммерческой станции не означает, что тот же результат ждет вас на большом радио. На таких станциях ничего не происходит само собой, только в результате целенаправленной кампании по продвижению. Слушателям кажется, что если трек сначала появился на независимой станции, а спустя месяц оказался в коммерческом эфире, то это наглядно демонстрирует влияние маленьких станций на большие. Не демонстрирует: продвижение запускается одновременно, просто некоммерческая станция раньше дала рекламу.

промо на радио

Чтобы попасть на радио, надо быть подписанным на лейбл

Не надо. Наличие договора артиста с лейблом (см. Просто подпиши здесь: как работают музыкальные контракты) для радио означает только то, что процедура базового маркетинга будет осуществлена правильно. Если у вас есть бюджет и знания, то вы с тем же успехом можете реализовать стратегию лейбла самостоятельно. Группа Creed показала прекрасный пример правильного вложения $5 млн в маркетинг.

Искусственные музыкальные запросы помогут

Не сильно. Конечно, они не повредят, но время и деньги лучше потратить на более эффективные вещи — например, привлечение людей на концерт. Любая радиостанция легко отличит настоящие звонки от звонков, сделанных вашими друзьями или членами группы. Этой теме посвящены целые семинары для работников радио, поэтому не тратьте время и силы. Ротация на радио без охвата попросту невозможна.

Время года влияет на успешность промо на радио

Планируя дату начала собственной промо-кампании на радио, некоторые музыканты считают, что время года окажет определяющее влияние на успех проекта. Отчасти такое суждение верно, но на деле существует множество других факторов, определяющих успешность проекта. Важность здесь играет последовательный выпуск 2-3 релизов, поддержка кампании до момента, пока она не станет известной, обеспечение подходящей «упаковки» продукту и правильный баланс между выпуском альбома и синглов.

Несмотря на все, существует ряд особенностей, касающихся времени года, в котором запускается кампания. При соблюдении всех вышеперечисленных пунктов, выпуск релиза в определенное время года может дать небольшое преимущество.

Запуск промо с января по апрель

Фолк-исполнители считают этот период лучшим временем для выпуска инди-релизов. В это время реклама на радио дешевле, крупные лейблы берут тайм-аут перед тем, как взяться за активный промоушн новых записей. Определить затишье вряд ли получится: в эфире все равно крутятся какие-то треки, но никто не говорит, сколько песен было предложено радиостанции. В других сферах реклама в этот период также дешевеет, поэтому регулярная ротация и участие в микс-шоу на коммерческом радио сработает.

промо на радио

Запуск промо с мая по август

Эти месяцы — самое подходящее время для промоушена своего тура на коммерческих и университетских станциях. Из-за меньшего количества релизов этот период также отлично подходит для участия в чартах университетского радио.

Многие ошибочно полагают, что лето — неподходящее время для релизов на радио университетов из-за каникул, но это не так. Из общего списка подобных станций обычно выпадает порядка 30% станций, но остальные 70% продолжают вещание (как правило, самые крупные, вещающие на весь город). Так даже лучше: эфир становится чище, люди переключаются с ушедших в отпуск станций на другие эфиры, продолжающие вещание.

Уход на каникулы не влияет на желание слушать некоммерческое радио: даже дома слушатели без проблем настроятся на нужную им волну, если радиостанция того стоит.

Запуск промо с сентября по декабрь

На коммерческом радио этот период посвящен продажам альбомов (если у вас есть подходящий бэкграунд для продаж). Такое поведение в конце года присуще большинству крупных лейблов, а на осень вообще приходится самое большое число продаж музыки.

Для университетского радио этот период означает одно — конец каникул, а это все, что нужно артисту. Период между Днем благодарения и Рождеством в США хорошо подходит для начала промо-кампании на университетской станции: так как большинство релизов уже пришло и ушло, конкуренция в этом промежутке будет небольшая. На праздники стоит приостановить кампанию, немного переждать и возобновить ее после их окончания.

Пожаловаться

Подписка
Уведомлять о
1 Комментарий
Межтекстовые отзывы
Посмотреть все комментарии