in

Креативная реверберация: 6 примеров использования нескольких ревербераторов в миксе

Применяем реверберацию креативно.

Креативная реверберация, необычная реверберация

Одним из самых популярных советов при работе с проектом в DAW гласит, что вы не должны вешать реверберацию на все дорожки проекта. Совет отличный — при его несоблюдении проект моментально превращается в мутную кашу, мощно нагружающую процессор компьютера.

Тем не менее этот совет не стоит расценивать, как прописную и нерушимую истину. Бывают ситуации, когда в миксе есть смысл использовать несколько видов реверберации на одной дорожке. Здесь главное соблюсти баланс: нужно четко понимать, что и зачем вы делаете, чтобы не превратить микс в непонятное месиво. Редакция SAMESOUND.RU рассказывает о 6 примерах креативного и нестандартного использования двух и более ревербераций при сведении музыки.

Двойная реверберация на вокале

Креативная реверберация, необычная реверберация

При сведении музыки мы часто сталкиваемся с проблемой очистки середины. Реверберация делает вокал теплее и расширяет стереокартину, но взамен может вредить эффекту присутствия вокала. Избежать потерь в присутствии можно с помощью нескольких ревербераторов, примененных к вокалу. Количество эффекта может быть любым, главное, чтобы это были одинаковые или максимально схожие реверберации.

Отправьте вокал на AUX-канал и обработайте сигнал стереореверберацией. Как только результат вас удовлетворит, спанорамируйте исходный сигнал влево. Следом создайте копию AUX-канала со всеми эффектами, сигналами и настройками, и панорамируйте обработанный сигнал вправо. Не отправляйте сигнал полностью влево и вправо — нам нужно, чтобы реверберации слегка пересекались в миксе.

В дублированном AUX-канале слегка измените настройки реверберации: немного поправьте время спада или интенсивность самого эффекта (изменения должны быть аккуратными, но заметными). После этого возьмите оба обработанных реверберацией сигнала и направьте их на тейп-эмулятор — такой ход «склеит» два разных эффекта между собой. В качестве эмулятора ленты можно использовать плагин Waves Kramer Tape или тот же модуль Exciter из iZotope Ozone или Neutron.

В результате вы получите более необычный эффект стереореверберации. Такой ход оставляет достаточно места исходному вокалу в центре: мы не теряем отчетливости речи, но и не жертвуем объемностью эффекта.


Вокальные миксы: 5 примеров отличного сведения вокала по мнению iZotope

Отдельные реверберации для разных барабанов

Креативная реверберация, необычная реверберация

Нередки случаи, когда нам требуется разная реверберация на ударных: одна для всей установки, другая — для рабочего барабана. В таких случаях звукорежиссеры обычно преследуют простую цель: добавить снейру такой эффект реверберации, который сольется воедино с самим сигналом барабана и поможет ему лучше пробиться сквозь микс.

Для начала отправьте сигнал снейра на шину с реверберацией. Следом возьмите сигнал с нижнего микрофона, снимающего снейр, и отправьте его на AUX. Здесь обработайте низ барабана дилэем, создав задержку в районе 7-20 миллисекунд. Теперь отправьте этот сигнал на отдельную шину с реверберацией, а затем смешайте обработанный сигнал с исходным звуком рабочего барабана. Получившийся задержанный высокочастотный удар с низа снейра сделает общий звук барабана плотнее и ярче.

Подобный прием можно применить и к томам. Направьте сигнал каждого тома на отдельную шину с реверберацией. У эффекта стоит ослабить поздние отклики и усилить ранние. Затем смешайте сигналы томов так, чтобы в общем миксе количество реверберации было в районе 10%.


5 популярных методик обработки аудио и инструкции по их созданию

Отдельная реверберация для шины ударных

Креативная реверберация, необычная реверберация

Акустические барабаны с их мощным объемным звуком — это сложный в сведении инструмент. Их саунд зачастую требует особого подхода к обработке.

К примеру, иногда стоит обработать реверберацией не только отдельные барабаны, но и всю барабану шину — эдакий суммирующий трек, на который приходит сигнал со всех микрофонов ударных. Как и в случае с томами, нам нужно увеличить количество раннего отклика и ослабить поздние отклики реверберации. При этом нужно смешать сигналы барабанов так, чтобы количество обработанного на шине сигнала составляло 3-5%.

Задача сведения в том, чтобы создать ощущение естественности звучания за счет использования различных хитростей невозможных в реальности.

Комбинация разных ревербераторов позволит сделать звучание ударных более сочным и интересным. За счет разных эффектов отдельные элементы ударной установки создадут собственные, уникальные отклики окружения.

Использование только одного эффекта реверберации, примененного ко всей ударной установке, создаст большее звуковое единство, ощущение того, что барабаны звучат в одном, едином пространстве. Беда в том, что порой такая однородность может звучать фальшиво и неестественно, а слушатели могут заметить, что реверберация в треке не настоящая, а управляемая кем-то извне.


Двухминутные советы от iZotope: 16 эффективных приемов и методик обработки аудио для улучшения любых миксов

Реверберация как элемент саунд-дизайна

Креативная реверберация, необычная реверберация

Иногда реверберация нужна для того, чтобы подчеркнуть характерное звучание инструмента. В такие моменты звукорежиссер должен думать о реверберации как о составной части исходного сигнала, а не как об эффекте, украшающем звук.

Для того, чтобы подчеркнуть особенности исходного сигнала, можно использовать любой вид реверберации — lo-fi, spring, plate. Главное здесь не вид, а сами настройки: работа в моно, очень короткий хвост эффекта, использование только ранних рефлексий.

Мы можем использовать несколько разных ревербераторов не только для того, чтобы связать между собой отдельных участников микса, но и улучшить их звучание. Помните об этом, если вам покажется, что гитары, фортепиано или синтезаторы звучат недостаточно выразительно в миксе.


9 полезных дополнений для любой студии звукозаписи, о покупке которых вы даже не задумываетесь

Реверберация на двух разных, но схожих сигналах

Креативная реверберация, необычная реверберация

Разные сигналы, пусть и схожие по своему содержанию, требуют разного подхода к работе с реверберацией. Речь идет о тех случаях, когда в проекте есть дуэт вокалистов или инструментов.

Зачем обрабатывать голос двух вокалистов по-разному? Когда мы работаем с двумя схожими сигналами, многое здесь зависит от тембра голоса. К примеру, один вокалист может обладать гнусавым и низким голосом, поэтому ему не подойдет реверберация, которую мы применили к звонкому и высокому голосу второго певца. Такие же выводы справедливы и для двух гитар.

Помните, что микс — это эмоциональный рассказ, через который вы ведете слушателя. Несколько ревербераций станут отличным инструментом для создания интересного повествования: с помощью разных эффектов можно менять настроение частей песни, выделяя одни инструменты и оттеняя другие. К тому же разные эффекты могут помочь дуэту создать ощущение, как будто они находятся в разном окружении, что сделает звучание более интересным.


Сведение музыки: 5 примеров качественных миксов от iZotope

Двойная реверберация в пост-продакшне

Креативная реверберация, необычная реверберация

Представьте, что вы занимаетесь звуковым оформлением фильма. У вас есть некая сцена, в которой два человека общаются в комнате, а на улице слышны какие-то звуки города. В таком случае два эффекта реверберации просто необходимы: люди находятся в одном окружении, все что за окном — в другом.

Если в вашу сцену добавить кошку, которая шумит на кухне, то этот звуковой сигнал также потребует отдельной реверберации. Шаги в коридоре за дверью потребуют четвертого вида эффекта. Помните, что совершенно разные звуки не могут звучать в одном окружении, поэтому не удивляйтесь, если при пост-продакшне вам потребуется больше одной реверберации.


4 референс-трека от iZotope, с которыми стоит ознакомиться каждому музыканту

Пожаловаться

Подписка
Уведомлять о
0 Комментариев
Межтекстовые отзывы
Посмотреть все комментарии