in

Советы от iZotope: 5 методик использования дилэя для оживления треков

Обработка дилэем электрогитары, синтезаторов, перкуссии, ударных и баса.

Использование дилэя, советы по использованию делея, delay креативное использование, delay советы

В блоге компании iZotope, известной разработкой плагинов iZotope Ozone и iZotope Neutron, появилась запись о 5 методиках использования дилэя для оживления миксов. В материале авторы блога рассказывают, как применять эффективно применять задержку к дорожкам гитарам, перкуссии, хай-хэта, синтезатора и баса, чтобы сделать звучание этих инструментов более живым и насыщенным. SAMESOUND приводит адаптированный перевод заметки.


Дилэй (от англ. Delay — задержка) существует в музыкальной индустрии столько же, сколько сама популярная музыка. Одними из первопроходцев в использовании дилэя были Пьер Шеффер и Карлхайнц Штокхаузен, которые в 1940-1950-х годах изучали возможности магнитофонов по работе с лупами. Несмотря на их эксперименты, первое коммерческое рождение дилэя состоялось ближе к концу 1950-х — именно тогда американский инженер Рэй Баттс представил вторую версию гитарного усилителя Ray Butts EchoSonic. Небольшой гитарный усилитель оснащался встроенным ленточным эффектом эхо «Echoplex», который и стал отправной точкой в истории современного дилэя.

Echoplex EP-2 Tape Delay.

С помощью Echoplex гитарист мог записать свою игру на пленку, которая впоследствии бесконечно воспроизводила записанное аудио в виде лупа. Пользователь эффекта мог не только играть поверх уже записанных лупов, но и регулировать скорость воспроизведения отрезка. Позднее, в течение 1960-1970 годов, многие другие производители гитарного оборудования создали свои версии эффекта, из которых самым известным стал Roland Space Echo. После того, как на рынке появились первые аналоговые педали дилэя, музыканты по всему миру стали использовать эффект задержки в его современном виде.

Несмотря на то, что существует огромное множество вариантов креативного применения дилэя в музыке, мы рассмотрим только 5 примеров использования этого эффекта. Для демонстрации каждого из пяти вариантов мы будем применять плагин дилэя iZotope DDLY ($49), а обработке подвергнем электрогитару, перкуссию, хай-хэт, синтезаторы и бас.

Превращение электрогитары в ритмическую основу аранжировки

Самым частым инструментом, к сигналу которого применяется дилэй, является электрогитара. Одной из первых популярных композиций с использованием дилэя стала песня Элвиса Пресли «That’s All Right», где этим эффектом звукорежиссер Сэм Филлипс обработал звучание гитары Скотти Мура. Позднее дилэй стал появляться в саунде множества коллективов, среди которых можно выделить Pink Floyd, King Crimson, U2 (см. Создаем гитарный саунд в стиле Эджа из U2) и Portishead (Эдриан Атли из Portishead до сих пор использует Echoplex на концертах и в студии — прим.ред.).

Среди современных коллективов, активно и необычно применяющих дилэй в своей музыке, стоит выделить таких исполнителей, как Deerhunter и Animal Collective. К примеру, в песне Deerhunter «He Would Have Laughed» звучание гитары с дилэем отличается завораживающей ритмичностью, а саунд песни Animal Collective «Fireworks» во многом держится именно на эффекте задержки, который выступает в роли зеркального отражения ударных.

Чтобы добиться похожего эффекта, установите в iZotope DDLY время аналоговой задержки (активируйте режим Analog в левом верхнем углу) на отметке 257, поверните регулятор фидбэка «Feed» на 20%, а ручки Wet и Dry расположите на отметках 100% и 53%, соответственно. Такие настройки приведут к созданию «пинг-понг»-эффекта (как у Deerhunter и Animal Collective), а соотношение чистого и обработанного сигнала позволит услышать немного сырую гитару в общем миксе.

Электрогитары с таким дилэем стоит использовать не только во время сведения, но и при написании музыки. Попробуйте написать песню вокруг ритмической партии электрогитары и подстроить под нее ударные и бас — это наверняка приведет к интересному результату.

Необработанная гитара:

Гитара с дилэем:

Добавление басу эффекта галопа

Песню Pink Floyd «One of These Days», вышедшую на альбоме 1971 года «Meddle», можно назвать одним из ярчайших примеров использования дилэя вместе с басом. С помощью задержки, Роджер Уотерс смог создать психоделическую скачущую партию баса, которая ведет за собой всю аранжировку — гитарам, синтезаторам и ударным здесь отводится второстепенная роль.

Несмотря на оригинальность звучания, использовать дилэй с басом нужно с умом. Простое применение эффекта к дорожке здесь не сработает — каждая песня потребует индивидуальных и тонких настроек дилэя. Ищите подходящие значения фидбэка, скорости и глубины эффекты до тех пор, пока не найдете те настройки, которые вписываются в ваш микс.

Начните свои эксперименты с басом с малого — используйте режим Grain Delay (кнопка с буквой G в левом верхнем углу), выставите время задержки в районе 419,3 мс, а регулятор фидбэк расположите в районе 20%. Партия баса в нашем примере отличается простотой и статичностью, но как только к сигналу добавляется дилэй, в звуке появляется ощущение скачущего баса в духе Уотерса.

В случаях, если басовая линия записана с помощью электрогитары, поверните регулятор высоты звука (Pitch) на отметку −5,3 st., ручку Size установите на отметке 336,6 мс, а регулятор Mix выкрутите на 100% вправо (максимум обработанного сигнала).

Партия баса без обработки:

Бас с дилэем:

Использование дилэя для создания полиритмичного хай-хэта

В композиции «Owe Me (Octave Edit)» Николас Джаар аккуратно использует дилэй и реверберацию на хай-хэте, что делает его звучание легким и объемным. Можно пойти дальше такого примера и добавить больше дилэя хай-хэту, что сделает его звучание полиритмичным.

В чистом аудиопримере ниже, хай-хэт выступает в качестве перкуссионного инструмента — его саунд слегка обработан реверберацией. Для создания этого примера мы использовали драм-машину Elektron Digitakt, настроив изменения питча у низкочастотного осциллятора таким образом, чтобы создать ощущение движения и разнообразия звучания.

С помощью iZotope DDLY настроим два разных эффекта дилэя: один Analog, другой — Grain. Верхняя половина интерфейса плагина отведена под настройки Grain-эффекта. Выставим время задержки на 1/8, а фидбэк на 91% (это создаст некое подобие эффекта глитча), повернем регулятор высоты на +12 и установим соотношение чистого и обработанного сигнала в районе 98%. Нижняя часть интерфейса отведена под настройки аналогового дилэя. Здесь выставим время задержки на 1/2, фидбэк на 43%, регулятор «Dry» повернем на 2%, а «Wet» — выкрутим на 98%.

Результатом такой настройки станет появление полиритмии в звучании хай-хэта. Два разных тембра, сочетающихся между собой, отлично подойдут для написания вступления электронной композиции.

Необработанный хай-хэт:

Хай-хэт с дилэем:

Изменение партий синтезатора и эффект арпеджиатора

Дилэй также часто применяют к партиям басового или лид-синтезатора. Хорошей иллюстрацией того, как дилэй может оживить партии синтезатора можно назвать композицию Aphex Twin «5 Scorrier», выпущенную композитором несколько лет назад. С помощью реверберации и дилэя, Ричард Дэвид Джеймс (настоящее имя Aphex Twin — прим.ред.) создал ощущение, как будто каждая нота синтезатора появляется откуда-то издалека.

Синтезаторы с дилэем могут вести за собой ритм всей музыки и наполнять ее красками. Это хорошо заметно, если сравнить итоговую версию «5 Scorrier» с ее предыдущим воплощением в виде трека «101 Rainbows Ambient Mix».

В приведенном аудиопримере партия синтезатора звучит типично для электронной музыки — ровно и несколько безэмоционально. Как и в предыдущем примере, активируем два вида эффекта задержки в окне iZotope DDLY, чтобы создать две разных текстуры синтезатора и, тем самым, придать партии более живое звучание.

В верхней части интерфейса (Analog Delay) установим время эффекта на 1029 мс, а фидбэк выставим на отметке 36%. С помощью регулятора «Trash», выставленного на отметке 35%, добавим в сигнал небольшой эффект дисторшна, а соотношение регуляторы Dry и Wet повернем на 89% и 100%, соответственно. В нижней части интерфейса (Grain Delay), выставим очень короткое время эффекта 1/64. Повернем ручку фидбэка до 70%, настроим высоту (+6,5 st), регулятор «Size» (длительность эффекта) выставим в пределах 1 мс, а соотношение чистого и обработанного сигнала расположим на отметке 99%.

Синтезатор без обработки:

Синтезатор с дилэем:

Делаем звучание ударных и битов более комплексным

Использование дилэя на гитарах, синтезаторах и вокале — очень популярный прием. Тем не менее, это не значит, что задержку нельзя использовать для ударных. Дилэй отлично подойдет для обработки партий акустических ударных и драм-машин в любых стилях музыки — добавление пинг-понг-эффекта или другой задержки с длительным временем спада может сделать звучание бита более интересным.

Использование дилэя на ударных может создать интересные ассиметричные удары, синкопирование или другие ритмические эффекты, которые разнообразят любой стандартный и ровный ритм.

Синтезированный бит без обработки:

Тот же бит с дилэем:

Пожаловаться

Подписка
Уведомлять о
0 Комментариев
Межтекстовые отзывы
Посмотреть все комментарии