in

СЛУШАТЬ: Первая запись электронной музыки в истории

Новозеландские ученые отреставрировали пластинку, на которой находится первая запись электронной музыки, случившаяся в лаборатории Алана Тьюринга в 1951 г.

Первая запись компьютерной музыки
Алан Тьюринг и другие ученые перед компьютером Mark II.

Ученые из новозеландского Университета Кентербери отреставрировали аудиозапись, которую назвали самой ранней записью музыки, созданной при помощи компьютера. Таким образом, ученые получили цифровую версию первой записи электронной музыки в истории человечества. Музыка была воспроизведена при помощи техник программирования, изобретенных известным физиком Аланом Тьюрингом.

Реставрацией и оцифровкой записи занимались профессор Джек Коупленд и выпускник Университета Кентербери и композитор Джейсон Лонг. По их признанию, самым сложным оказалось установить корректную высоту звука данной записи. Без понимания того, как звучал оригинал, крайне затруднительно или практически невозможно восстановить аудиоматериал в исходной высоте звучания.

Первая запись компьютерной музыки
Джек Коупленд и Джейсон Лонг, занимавшиеся реставрацией и оцифровкой записи.

В 1951 году специалисты компании BBC произвели запись трех мелодий, сгенерированных и воспроизведенных при помощи компьютера. Запись происходила в британском Манчестере, где в качестве звукового носителя выступала обыкновенная виниловая пластинка. Что же касается самого инструмента, то им оказался гигантский компьютер, располагавшийся в подвале лаборатории Алана Тьюринга.

Односторонняя 12-дюймовая виниловая пластинка с записью первой электронной музыки в истории человечества дошла до наших дней. Сам компьютер был давным-давно списан в утиль, так что можно с уверенностью утверждать, что пластинка — единственное историческое подтверждение факта записи.

Получив в свое распоряжение пластинку, Коупленд и Лонг обратили внимание на не четкое звучание аудиоматериала. Это, в свою очередь, не позволяло со 100% точностью определить высоту звуков и нот «сыгранных» компьютером. Более того, в изначальном варианте, дошедшем до наших дней, запись давала только очень грубое представление о характере звуков, которые издавал компьютер Тьюринга.

Потратив некоторое время на анализ звукозаписи и прибегнув к помощи современных технологий, исследователям удалось восстановить оригинальное звучание компьютера. Таким образом запись получила широкую огласку впервые за последние полвека.

В конце 1940-х годов Алан Тьюринг искал возможность превратить компьютер в полноценный музыкальный инструмент. Несмотря на это, информация о первой сгенерированной компьютером музыке имеет множество противоречий.

Изначально считалось, что первая компьютерная музыка была создана в 1957 году в лаборатории Bell Labs в США. В то же самое время, ученые из Оксфорда утверждали, что первая музыка подобного рода была создана и записана в австралийском Сиднее. В качестве доказательства своих слов оксфордские ученые приводили материалы из книги «Oxford Handbook of Computer Music», являющейся своего рода летописью компьютерной и электронной музыки.

Так или иначе, сиднейский компьютер не функционировал до конца 1950-х годов. Ученые Университета Кентербери смогли установить примерное время записи: компьютер, соединенный с динамиком, участвовал в сессии звукозаписи в лаборатории Алана Тьюринга не раньше осени 1948 года. Таким образом, говорят новозеландские исследователи, первая запись электронной музыки была сделана именно тогда.

Первая запись компьютерной музыки
Алан Тьюринг

Манчестерский компьютер из лаборатории имел специальный набор инструкций, позволявших работать вместе с динамиком. Компьютер посылал короткий звуковой импульс, длящийся несколько долей секунды, а динамик воспроизводил его во всеуслышание. Сам Тьюринг описывал звук как «что-то среднее между стуком, щелчком и глухим ударом».

Повторение выполнения набора инструкций приводило к тому, что «щелчок» начинал проявляться чаще, с завидной долей регулярности. Если быть более точным, то компьютер интерпретировал набор инструкций таким образом, что щелчок начинал появляться на каждый четвертый удар. Получалась примерно такая картина интерпретации инструкций компьютером: стук стук стук щелчок / стук стук стук щелчок и т.д. Повторение инструкций достаточное количество раз приводило к тому, что человеческое ухо начинало слышать не стуки и щелчки, а конкретные ноты. В случае с аудиозаписью на ней можно услышать ноту До третьей октавы (C6).

Тьюринг заметил, что если набор инструкций не просто повторять друг за другом бесконечное количество раз в неизменном виде, а менять рисунок, то человеческий слух сможет слышать разные ноты — эдакая разновидность азбуки Морзе. К примеру, физик отметил, что повторяющийся паттерн «стук стук стук щелчок / стук стук стук стук / стук стук стук щелчок / стук стук стук стук» воспроизводит ноту До второй октавы (C5), а паттерн «стук стук стук щелчок / стук стук стук щелчок / стук стук стук стук / стук стук стук щелчок / стук стук стук щелчок / стук стук стук стук» воспроизводит Фа первой октавы (F4).

Несмотря на все, Тьюринг не был сильно заинтересован в программировании компьютера для воспроизведения различной музыки. Знаменитого физика больше интересовала возможность использования разных нот для индикации состояния работы компьютера: одна нота для окончания работы, другая для нехватки памяти, третья — для индикации ошибок передачи данных и т.д.

Первая запись компьютерной музыки
Пластинка, на которой хранится первая запись электронной музыки в истории человечества.

Как утверждал Тьюринг, написанная им программа пригодится для «озвучивания» этапов работы компьютера, что поможет пользователям легче ориентироваться в его работе. Стоит напомнить, что в те времена у компьютеров не было дисплеев, которые бы четко отражали этапы работы и выполнения операции компьютером.

Конечно, возможность превращения машины в полноценный музыкальный инструмент была интересом Алана Тьюринга, но исследования в этом вопросе он предпочел оставить кому-нибудь другому, кто сможет лучше него запрограммировать первую компьютерную музыку.

В это же самое время, молодой школьный учитель Кристофер Стрэчи ознакомился с копией учебника по программированию компьютера Тьюринга «Turing’s Programmers’ Handbook for Machester Electronic Computer Mark II». Книга считается первым руководство по программированию для всех желающих, известное мировой общественности.

Манчестерский компьютер Тьюринга Mark II пришел на смену прототипу Mark I, который, кстати говоря, также мог проигрывать ноты. К слову, оба компьютера уже функционировали в 1951 году.

Стрэчи, одновременно являющийся довольно талантливым пианистом, изучил учебник и оценил потенциальную возможность компьютера Тьюринга исполнять запрограммированную музыку. В скором времени Стрэчи приехал в лабораторию Тьюринга в Манчестере с самой длинной компьютерной программой своего времени. Алан Тьюринг оценил работу Стрэчи и позволил ему использовать компьютер для выполнения программы, правда ограничил сроки использования машины молодым человеком всего одной ночью.

«Тьюринг зашел в лабораторию и дал мне невероятно короткое и пронзительное описание того, как пользоваться компьютером. — вспоминал позже Кристофер Стрэчи. — После этого он уехал, оставив меня один на один с консолью компьютера до самого утра. Я же сел напротив этой машины с четырьмя или пятью рядами по двадцать переключателей в каждом. Само помещение выглядело не как лаборатория, а как центр управления боевым эсминцем!»

Первая запись компьютерной музыки
Кристофер Стрэчи.

В общем, Стрэчи провел бессонную ночь за компьютером, а уже утром компьютер был готов сыграть национальный гимн Великобритании. Тьюринг, обычно выражавшийся короткими и емкими предложениями, произнес ровно одну фразу по окончанию исполнения: «Добротное шоу». Кстати говоря, несколько недель спустя Стрэчи получил от Тьюринга письмо, в котором знаменитый ученый приглашал его на работу в свою лабораторию.

Что же касается первой записи электронной музыки, то она состоялась чуть позднее в 1951 году. Во время записи, устроенной силами телеканала BBC, помимо гимна «God Save The Queen», прозвучала также песня «Baa Baa Black Sheep» и знаменитая композиция Гленна Миллера «In The Mood». К сожалению, история не донесла до наших времен информации о том, кто написал две другие программы, воспроизводившие «Baa Baa Black Sheep» и «In The Mood» — после того, как возможности машины Тьюринга усилиями Стрэчи открылись более широкому кругу лиц, многие ученые в лаборатории знаменитого физика стали практиковаться в написании подобных программ.

Первая запись компьютерной музыки
Алан Тьюринг и другие ученые перед компьютером Mark II.

Первая запись электронной музыки сейчас звучит довольно просто. Тем не менее, в те времена написать программу, которая будет воспроизводить музыку, да еще и проигрывать ее с максимальной точностью, было крайне сложно. Причем наибольшую сложность составляла необходимость выдержать точный строй и высоту каждой ноты. Усугубляло проблему еще и то, что компьютер Mark II мог только приблизительно воспроизводить высоту многих нот: к примеру, частота ноты Соль малой октавы (G3) составляет 196 Герц, в то время как Mark II мог генерировать звук с высотой 198,41 Герц.

Джек Коупленд и Джейсон Лонг, в чьем распоряжении оказалась первая запись электронной музыки, также потратили некоторое количество времени на установление возможных частот, воспроизводимых компьютером Mark II. Исследователи отмечают, что большую часть информации они получили из все того же учебника «Programmers’ Handbook», который оказался довольно содержательным по современным меркам. Изучение руководства позволило высчитать воспроизводимые частоты Mark II, а затем произвести частотный анализ записи BBC 1951 года.

Исследование показало, что все частоты в записи несколько «съехали» по высоте. Это означало, что звучание на записи дает только лишь отдаленное представление о том, какие звуки издавал компьютер на самом деле. Специалисты BBC поправили запись таким образом, что на ней звучат звуки, которые компьютер Mark II не мог воспроизводить чисто технически.

Новозеландским исследователям захотелось выявить истинное звучание компьютера. Именно «невозможные частоты» на записи стали ключом к нахождению ответов на интересующие вопросы. Сравнение идеальной частоты звука и ближайшей частоты к идеальной, которую мог воспроизводить Mark II, позволило установить, что запись проигрывается с неправильной скоростью. Это стало следствием того, что практически все современные проигрыватели винила воспроизводят пластинки слишком быстро. Ученые отметили, что проблемы со скоростью записи и воспроизведения есть практически у всех пластинок, записанных BBC в середине XX века.

Как только пластинка была проиграна на стандартной скорости в 78 оборотов в минуту, частоты звуков систематически сдвинулись. Все это позволило выявить не только правильную скорость и истинный характер звучания компьютера, но и с точностью воспроизвести оригинальный звук Mark II.

Помимо всего прочего Коупленд и Лонг отметили, что первая запись электронной музыки содержала довольно большое количество посторонних шумов, а также некий эффект замыленности звука, возникший в результате неправильной скорости записи исходного материала.

Пожаловаться

Подписка
Уведомлять о
0 Комментариев
Межтекстовые отзывы
Посмотреть все комментарии